Депутат Государственной Думы Российской Федерации Брыксин Александр Юрьевич
Депутат Государственной Думы Российской Федерации

В редакции «Парламентской газеты» прошло выездное заседание Комитета Государственной Думы по вопросам собственности

25 сентября 2013
И что примечательно, в нынешнюю сессию для Комитета Государственной Думы по вопросам собственности это ещё и первое заседание

Парламентарии меняют формат проведения своих мероприятий. Всё чаще круглые столы Государственной Думы проводятся в регионах, для которых обсуждаемые депутатами вопросы звучат наиболее остро. А практика выездных заседаний думских комитетов стала уже вполне обычным явлением. Правда, в редакции газеты подобное заседание проводится впервые. И что примечательно, в нынешнюю сессию для Комитета Государственной Думы по вопросам собственности это ещё и первое заседание.

Планы на осеннюю сессию

Законодательный портфель комитета на осеннюю сессию выглядел внушительно. Парламентарии планируют рассмотреть нормативные акты, касающиеся имущественных отношений, поддержки малого и среднего бизнеса, приватизации, работы акционерных обществ, защиты учёных, независимой технической экспертизы транспортных средств, а также законы, связанные с повышением прозрачности хозяйственных обществ и ответственности руководящих органов управления предприятий.

Одним из наиболее важных документов осенней сессии назван законопроект «Об основах государственно-частного партнёрства в РФ». Отечественный национальный ориентированный бизнес, по мнению депутатов, должен успешно работать в своей стране, а не стимулировать бегство капиталов и поддерживать утечку мозгов за рубеж. Поэтому привлечение частного партнёра, его инвестиционных и кадровых возможностей должно помогать развивать систему образования, здравоохранения, промышленное производство и инфраструктурные проекты.

Обратить особое внимание на корректировку законодательства о СРО предложил заместитель председателя комитета Антон Беляков. «Вы знаете, что у нас сложилась неприятная ситуация во многих отраслях, когда вместо реальных механизмов саморегулирования начались поборы с бизнеса. Идея была не просто искажена до неузнаваемости, её, собственно, загубили во многих отраслях», — считает депутат.

Де-юре сегодня существует более тысячи СРО и более 20 видов профессиональной деятельности, где работают с использованием механизма саморегулирования. Если же его не подвести под единый стандарт, то, по мнению Антона Белякова, можно получить серьёзные проблемы в экономике страны. Ведь отпустив крупные предприятия на саморегулирование, государство рискует потерять контроль, прежде всего это актуально для строительной отрасли.
Компании публичные, правовые

К законопроекту о публично-правовых компаниях внимание коллег привлёк депутат Антон Жарков. Этот документ уже был принят в первом чтении, и его рассмотрение стоит одним из первых в повестке Государственной Думы в осеннюю сессию.

Государственные корпорации в правительственном законопроекте предлагается заменить публично-правовыми компаниями. По мнению депутатов, это можно рассматривать как попытку компенсировать неспособность государства эффективно влиять на структурные, временные и политические преобразования в российской экономике. Главным образом это касается высокотехнологичных отраслей.

Нужно расширить функции наблюдательных советов и добиваться включения в них депутатов и членов Совета Федерации. «От этого работа наблюдательных советов станет более легитимной и прозрачной», — уверен Антон Жарков.

— В рамках предстоящей работы по совершенствованию законодательства о коммерческих и некоммерческих юридических лицах, — сказал Сергей Гаврилов, — нужно обратить особое внимание на правительственный законопроект «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации».

Документ предусматривает введение некоммерческой унитарной организации «публично-правовая компания». Cоздаваемые в соответствии с этим законопроектом публично-правовые компании должны прийти на смену существующим государственным корпорациям.

В то же время принятые законы предоставляют государственным корпорациям широкие возможности для передачи имущества и денежных средств другим юридическим лицам, а контроль над крупными сделками недостаточный. Наконец, этими законами не предусмотрены установление заданий и конкретный механизм контроля их выполнения со стороны государства.

Существует парадоксальная ситуация, когда аудитор корпорации утверждается наблюдательным советом корпорации, то есть органом, деятельность которого может являться объектом контроля. Наличие этих недостатков в законодательстве о государственных корпорациях диктует необходимость разработки унифицированных правил создания, деятельности, реорганизации и их ликвидации. В этих условиях принятие законопроекта о публично-правовых компаниях становится весьма актуальным.

Сергей Гаврилов

председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности:

«Сегодня у нас не совсем обычная встреча: первое в эту сессию заседание комитета мы проводим у наших добрых друзей, у наших коллег в „Парламентской газете“. Должен сказать, что исторически Государственная Дума поддерживала „Парламентскую газету“ как, на мой взгляд, издание, которое не просто профессионально, но и объективно освещает законодательные подходы к разным сферам жизни страны.

Кроме того, на страницах газеты регулярно выступают представители регионов и фракций, здесь нередко возникают живые и плодотворные дискуссии. Это очень важно, особенно сейчас, когда стоит задача привлечь гражданское общество, наших избирателей к контролю за работой всех ветвей власти, к участию в законотворческой деятельности».

Жильё нуждается в правовом режиме

Поправки в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

Законопроект создаёт механизм обеспечения сотрудников федеральных научных учреждений жилыми помещениями по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений.

Необходимость разработки этого законопроекта вызвана потребностью в определении правового режима жилых помещений, которые были построены за счёт целевого финансирования из средств федерального бюджета.

В законопроекте установлены категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также основания для их постановки на учёт, которые дополнены требованием пятилетнего стажа работы в научной организации.

Федеральные научные учреждения будут ставить на учёт своих сотрудников, нуждающихся в жилье, вести учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Проект хорош, но есть в нём недостатки

— К законопроекту есть замечания, которые нашему комитету совместно с Правительством необходимо устранить при его подготовке ко второму чтению, — подчеркнул Сергей Гаврилов. — Прежде всего надо достигнуть согласования позиций Минэкономразвития, как головного разработчика законопроекта, существующих государственных корпораций и Банка России, который в настоящее время выполняет функции мегарегулятора в сфере корпоративных отношений.

В законопроекте необходимо решить вопрос о возможности ликвидации компаний, созданных на основании решения Правительства РФ, вследствие признания компании несостоятельной (банкротом) в отношении компаний. Кроме того, необходимо уточнить и расширить систему внутреннего и внешнего контроля за деятельностью публично-правовых компаний, а также решить вопрос об ответственности должностных лиц публично-правовой компании.

К недостаткам законопроекта следует отнести и то, что в нём отсутствуют положения об ответственности публично-правовой компании за причинение своими действиями или бездействием убытков подведомственным организациям. Также отсутствуют положения, устанавливающие ответственность должностных лиц публично-правовой компании за причинение ей убытков или за недостижение целей, поставленных государством перед компанией.

При подготовке законопроекта ко второму чтению комитет планирует провести общественное обсуждение возможных направлений доработки документа.

Зарплату платить точно в срок

Поправки Комитета по вопросам собственности в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы.

Выплату задолженности по заработной плате и выходным пособиям предлагается сделать приоритетной по сравнению с выплатами иным категориям кредиторов. Сумма, полученная от реализации имущества должника, в обязательном порядке будет направляться на погашение задолженности по заработной плате.

Документ уравнивает права работников с правами иных кредиторов. В случае принятия законопроекта они получат право обращаться в суд с заявлением о банкротстве работодателя, который не выплачивает им зарплату. Профсоюзы получат возможность направлять своих представителей в суд для рассмотрения дела о банкротстве работодателя.

Банкротство ТСЖ — не выход

На заседании комитета депутаты поддержали поправки в Гражданский кодекс и КоАП, предусматривающие введение запрета на банкротство ТСЖ.

Российское законодательство допускает банкротство товарищества собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Для признания банкротом ТСЖ и ЖСК достаточно неисполнения отдельными собственниками жилых и нежилых помещений обязанности по внесению платы за коммунальные услуги или нарушения договорных обязательств председателем правления товарищества собственников жилья.

В действующем законодательстве отсутствуют механизмы реализации конкурсного производства в отношении ТСЖ и ЖСК, и это приводит к нарушению прав собственников при включении имущества должника в конкурсную массу. Зачастую взыскание обращается на объекты общего имущества в многоквартирном доме, принадлежащие на праве общей долевой собственности жильцам, а не товариществу собственников жилья.

Проведение процедуры банкротства предусматривает наличие конкурсной массы, однако, учитывая отсутствие имущественного капитала товарищества собственников жилья, реализация данной процедуры затруднена.

Чтобы обезопасить жильцов от банкротства ТСЖ и потери имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности, группа депутатов другого Комитета Государственной Думы — по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству — предложила ввести запрет на банкротство ТСЖ.

Галина Хованская

председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ:

«Честно говоря, я не поверила, когда впервые услышала о том, что арбитражный суд обанкротил товарищество собственников жилья. Сразу же я попросила собрать информацию по России, и вот что выяснилось: таких дел по стране уже более 90, а в одном из решений даже предлагалось взыскать общее имущество собственников жилых помещений, среди которых и добросовестные собственники.

Процесс по стране пошёл очень нехороший. Мы очень много говорим о том, что собственники должны быть активными, должны отвечать за своё имущество, что надо создавать товарищества собственников жилья. Кстати, это альтернатива управляющим организациям — создание некой конкуренции, которую сейчас всячески пытаются погасить. А что получается на практике? Суд банкротит ТСЖ — людей, у которых нет такого имущества, на которое можно было бы обратить взыскание. И потом в конце концов с собственника помещения, из-за которого образовалась эта задолженность, можно в судебном порядке взыскать долг по оплате услуг ЖКХ, председателя ТСЖ можно переизбрать — и банкротить никого не придётся».

Беру чужое, отдаю своё

Правительственные поправки в Закон «О несостоятельности (банкротстве)» создают механизмы финансовой реабилитации граждан-должников. На это обратили внимание участники выездного заседания.

В последние несколько лет в стране постоянно увеличивается кредитование населения и рост объёма просроченной задолженности, в результате возникла необходимость создания цивилизованных механизмов банкротства физических лиц.

Сейчас российское законодательство не защищает граждан-должников от произвола банков. В случае начала исполнительного производства и привлечения судебных приставов должники могут потерять всё своё имущество, ещё больше ситуация обостряется, если к делу подключаются коллекторские агентства.

Недовольны действующими правилами и коммерческие банки. По мнению экспертов, они не отвечают интересам кредиторов, ограничивая их возможности по взысканию долгов в рамках правового поля. Единственная возможность для банка взыскать долги с неплатёжеспособного заёмщика — это исполнительное производство, суть которого заключается в обращении взыскания на имущество гражданина судебными приставами по требованию первого кредитора. При этом кредиторы, не успевшие предъявить свои требования из-за отсутствия у них информации об исполнительном производстве или длительности рассмотрения в суде их требований, не имеют возможности получить назад свои деньги. Необходимость проведения постоянного мониторинга за финансовым состоянием должника увеличивает расходы банков на обслуживание кредитов и приводит к росту процентной ставки.

Авторы законопроекта предлагают ввести механизм проведения реструктуризации долгов самим должником или арбитражным управляющим по инициативе должника или кредитора до восстановления платёжеспособности, заключать мировое соглашение должника с кредитором для прекращения производства по делу о банкротстве, публиковать сведения о банкротстве гражданина-должника в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (без опубликования в СМИ).

Законопроект предусматривает введение механизма банкротства индивидуальных предпринимателей. В настоящее время депутаты и Правительство обсуждают, какими должны быть сумма долга и срок просроченной задолженности для возбуждения дела о банкротстве.

Принятие законопроекта позволит должнику, оказавшемуся в сложном положении, с учётом имеющихся доходов либо доходов, полученных в будущем, распланировать исполнение обязательств перед кредиторами, снизить риски и расходы кредиторов из-за сложности взыскания долгов, а также сократить расходы государства на судебные издержки для рассмотрения дел о банкротстве граждан.

Поделиться:
В НАЧАЛО