Против законопроекта выступила фракция ЛДПР, поддержали - "Единая Россия" и "Справедливая Россия", а коммунисты и председатель бюджетного комитета единоросс Андрей Макаров воздержались.
Против законопроекта выступила фракция ЛДПР, поддержали — «Единая Россия» и «Справедливая Россия», а коммунисты и председатель бюджетного комитета единоросс Андрей Макаров воздержались.
Первый зампред бюджетного комитета от ЛДПР Максим Рохмистров считает, что законопроект существенно ограничивает права палат Федерального Собрания РФ по контролю за расходованием бюджетных средств. Содержащиеся в нем нормы, по его словам, «сужают полномочия всех депутатов независимо от их политической принадлежности».
Член бюджетного комитета Геннадий Кулик /«Единая Россия»/ считает, что Счетная палата РФ должна иметь право осуществлять проверки любых организаций, «в которых есть хотя бы один рубль бюджетных средств». При этом депутат полагает, что Счетная палата должна иметь возможность проверять Минфин России. Коллега Кулика по фракции, зампред бюджетного комитета Надежда Максимова отметила необходимость корректировки законопроекта в соответствии с нормами законами о Счетной палате РФ и парламентском контроле. А единоросс Николай Гончар даже предложил не рассматривать законопроект во втором чтении до тех пор, пока в Госдуму не будет внесена новая редакция закона о Счетной палате. Председатель Комитета Андрей Макаров согласен с замечаниями своих коллег. При этом он большое значение придает вопросам повышения эффективности расходования бюджетных средств, контролю за этим процессом и ответственностью за нарушения в данной сфере. У депутата есть вопросы к представленной редакции в части отсутствия ответственности за неэффективное использование бюджетных средств: «Мы всё время говорим об эффективности бюджетных расходов. Но при этом мы говорим об ответственности за что угодно, кроме как об ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств. Почему в данном случае эта тема в законопроекте по финконтролю вообще никак не поднимается?».
Законопроект, внесенный правительством РФ, вносит изменения в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в целях организации действенного контроля за эффективным использованием бюджетных средств и установления мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства.
На законодательном уровне определяются методы и объекты государственного /муниципального/ финансового контроля. При этом система такого контроля приводится в соответствие с принципами и стандартами, установленными Международной организацией высших органов финансового контроля /ИНТОСАИ/ и Европейской организацией высших органов финансового контроля /ЕВРОСАИ/.
Проектом закона вводятся понятия «внешнего» и «внутреннего» государственного /муниципального/ финансового контроля. При этом исключается возможность проведения необоснованных проверок хозяйствующих субъектов. Документ содержит нормы, связанные с разграничением полномочий между органами государственного /муниципального/ финансового контроля. Одновременно уточняются бюджетные полномочия органов госвласти и органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля.
Главные распорядители /распорядители/ бюджетных средств, ответственные за предоставление средств из бюджета, будут обязаны обеспечить соблюдение юрлицами, не являющимися участниками бюджетного процесса, условий, на которых средства из бюджета были им предоставлены. А органы государственного /муниципального/ финансового контроля смогут проводить проверки данных юрлиц только в процессе либо после проверки деятельности главных распорядителей бюджетных средств, которые предоставили средства таким лицам.
Такой подход означает перемещение основной ответственности за соблюдение положений бюджетного законодательства и, соответственно, ответственности за соблюдение условий предоставления средств из бюджета /субсидий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов/ с юрлиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, на органы госвласти и органы местного самоуправления, ответственные за их предоставление. Кроме того, это позволит исключить возможность необоснованных проверок хозяйствующих субъектов и снизить административное давление на бизнес.
Законопроект содержит исчерпывающий перечень объектов государственного /муниципального/ финансового контроля. Это позволит исключить различные подходы в подконтрольности того или иного хозяйствующего субъекта. К объектам такого контроля отнесены распорядители и получатели бюджетных средств, администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета, финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные корпорации и компании, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами и др.