Новая форма избирательного бюллетеня стала весьма серьезной проблемой для Госдумы, решить которую предстоит в весьма сжатые сроки.
Новая форма избирательного бюллетеня стала весьма серьезной проблемой для Госдумы, решить которую предстоит в весьма сжатые сроки. В контексте резкого увеличения числа политических партий в РФ этот, казалось бы, вопрос вышел за рамки полиграфии на уровень большой политики и приобрел весомую финансовую составляющую. Об этом свидетельствуют итоги сегодняшнего заседания думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству.
После часового /причем уже не первого/ обсуждения представители фракций так и не пришли к единому мнению и перенесли дискуссию на конец января с намерением пригласить к участию в ней также непарламентские партии и экспертов.
Дело в том, что вместо семи партий, которые в последние годы были представлены на выборах, сейчас в стране зарегистрирована уже 51 политическая структура. Как сообщил зампред ЦИК РФ Леонид Ивлев, только на едином дне голосования в октябре были представлены 27 партий из 28 зарегистрированных на тот момент. Даже такое число партий, если они разом пойдут на выборы, приведет к увеличению избирательного бюллетеня до более 1,6 метров, и это далеко не предел.
Такие «габариты» невозможны, если речь идет об «электронных урнах» — Комплексах обработки избирательных бюллетеней / КОИБах/. В то же время государство поставило перед законодателями и избирательной системой задачу технической модернизации выборов и даже выделило на это 12,6 млрд бюджетных средств.
Глава профильного комитета Госдумы единоросс Владимир Плигин считает, что существует несколько вариантов решения: например, увеличивать бюллетень до бесконечности и отказаться от КОИБов, обозначать партии цифрами или символами.
Однако участники встречи предложили и свои инициативы. Так, член комитета Дмитрий Гудков /«Справедливая Россия»/ выступил за переход к дистанционному голосованию с помощью Интернета.
Звучали и такие экзотические идеи, как увеличить срок голосования до двух дней, выдавать избирателю «книжечку», состоящую из отрывных бюллетеней за каждую партию, и так далее.
«Мы насоздавали партии, и теперь ломаем голову», — констатировал либерал-демократ Сергей Иванов. «Почему непонятные партии, которые никого не представляют, будут распиариваться на всю страну? Бюллетень не должен превращаться в рулоны туалетной бумаги», — убежден он. В ответ Плигин напомнил, что «есть законодательство, и наличие большого числа политических партий является данностью».
Решительно против цифровых обозначений партий в бюллетенях КПРФ. «КПРФ будет бороться за содержательный печатный бюллетень», — предупредил секретарь президиума ЦК компартии Сергей Обухов. Более того, он напомнил, что коммунисты давно выступают за то, чтобы «похоронить» КОИБы. «Лучше старый ручной способ», — уверен политик. Но если бюллетени будут столь объемными, то потребуется немало финансовых вложений в их изготовление и доставку, увеличение числа ящиков для голосования и т. п. В этой связи кто-то даже вспомнил о необходимость расширить щель в урнах. Ивлев отметил, что форма избирательного бюллетеня /наличие в нем названий и символов и эмблем партий/ прописана в федеральном и региональном законодательстве, поэтому любая новация потребует внесения изменений в законы. Он дал понять, что ЦИК устроит любое решение, принятое парламентом, но оно должно быть весьма оперативным.
8 сентября — очередной единый день голосования. Выборы в регионах должны быть назначены до 30 мая. И этот срок, по словам Ивлева, является «дедлайном» для ЦИК.
Плигин пообещал, что вопрос будет рассмотрен максимально быстро. Не исключено, что уже в марте депутаты выйдут на поправки в закон. Нетрудно предположить, что самым сложным будет процесс предварительных согласований, так как не только каждая партия, но и конкретные депутаты имеют собственное мнение по этому вопросу. Пока же процесс изготовления «электронных урн» приостановлен, поскольку неизвестно, какие бюллетени им придется обрабатывать.