Председатель Госдумы Сергей Нарышкин видит в Эдварде Сноудене Дон Кихота, которому грозит смертная казнь за попытку защитить права миллионов людей.
Председатель Госдумы Сергей Нарышкин видит в Эдварде Сноудене Дон Кихота, которому грозит смертная казнь за попытку защитить права миллионов людей.
«Вы знаете, я его /Сноудена/ сравниваю с героем Сервантеса — с Дон Кихотом. Да, он чем-то очень похож: такой же отчасти наивный, отчасти благородный и бескорыстный», — сказал Нарышкин в среду в интервью словацкому телевидению во время официального визита в Братиславу.
Только в отличие от Дон Кихота, который воевал с ветряными мельницами, Сноуден борется «с нарушениями, которые творит государственная машина», заметил Нарышкин. Причем, добавил спикер, он это делает бескорыстно.
«Разве можно его назвать шпионом? Он ведь не сотрудничал с разведкой Словакии, России, Франции или Китая. Он разве выполнял чье-либо задание? Нет. Он это делал сам в силу своих убеждений о том, что права миллионов и миллионов граждан нашей планеты нужно защищать. И он это сделал», — высказал свое мнение политик.
По его словам, сильно ошибаются те, кто называет Сноудена шпионом, сдавшим государственные секреты США. «Думаю, что это не так. Я уверен, что это не так. Какую информацию предал публичности Эдвард Сноуден? Не информацию о расположении каких-то военных частей США в Афганистане или в Ираке, не коды, шифры, не замыслы каких-то военных будущих операций. Он сообщил общественному мнению то, что США, спецслужбы, государство ведут тотальную слежку за огромным количеством граждан, за сотнями миллионов граждан не только в США, но и во всем мире и тем самым нарушают фундаментальные права человека», — привел свои аргументы Нарышкин.
Кроме того, вряд ли можно считать предательством то, что Сноуден сделал достоянием гласности информацию о преступлениях американских военных, в том числе в Ираке, полагает председатель Госдумы.
Он напомнил, что Москва предоставила Сноудену временное убежище с учетом того, что «в государстве, которое называет себя лидером демократии и главным защитником прав человека на земле до сих пор не только действует, но и применяется такая мера наказания, как смертная казнь».
«И мы понимаем, что эта мера наказания грозила бы Эдварду Сноудену в случае, если бы он оказался на территории США или даже другого государства, — сказал Нарышкин. — Поэтому мы посчитали невозможным для себя выдавать Сноудена».
Спикер акцентировал внимание на том, что убежище дано именно временное, а не политическое «и при этом требование России к Сноудену состояло и состоит в том, что он более не будет предпринимать никаких действий против США — действий, которые бы осложнили наши партнерские отношения с Соединенными Штатами».