Сенатор Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Брыксин Александр Юрьевич
Сенатор Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Проект федерального бюджета-2014 будет внесен в Госдуму

30 сентября 2013
Проект федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов будет сегодня внесен правительством РФ в Госдуму.

Проект федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов будет сегодня внесен правительством РФ в Госдуму.
По Бюджетному кодексу, определяющему порядок рассмотрения и принятия главного финансового документа страны, он должен быть представлен в парламент до 1 октября. «Бюджет будет внесен в Госдуму 30 сентября», — сообщил ранее министр финансов России Антон Силуанов.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев ранее отмечал, что проект бюджета на ближайшие три года «получился весьма жестким». «При его подготовке мы исходили из реальной экономической ситуации и у нас в стране, и в мире, принимали во внимание те ограничения, которые связаны с неблагоприятной конъюнктурой на финансовых и сырьевых рынках», — пояснял премьер-министр. «Удалось поместить все наши расходные обязательства и основные задачи в параметры бюджета, рассчитанного по бюджетному правилу», — отмечал, в свою очередь, Силуанов.

Бюджет впервые сформирован по программному принципу, т. е. на основе госпрограмм. В соответствии с законопроектом, одобренным на заседании правительства 19 сентября, как и бюджет нынешнего года, бюджет на предстоящую трехлетку будет дефицитным — доходы в 2014 году планируются в 13,57 трлн рублей, а расходы — 13,96 трлн рублей. Таким образом, дефицит на следующий год запланирован на уровне 0,39 трлн рублей, или 0,5 проц ВВП. При этом год назад в бюджете-2013 и на плановый период закладывались цифры доходов в 2014 году в 14,06 трлн, расходов в 14, 207 трлн с дефицитом в 143,6 млрд.
В 2015 году предполагается увеличение дефицита до 1 проц ВВП, а в 2016 году — снижение до 0,6 проц.

Проект бюджета сформирован исходя из рассчитанной по бюджетным правилам среднегодовой цены на нефть: 93 долл за баррель — в 2014 году, 95 долл в 2015–2016 годах. При этом цена на нефть, предусмотренная в макроэкономическом прогнозе, определена на 2014 год в 101 долл за баррель, на 2015–2016 годы — 100 долл. При формировании бюджета закладывалась среднегодовая инфляция в 2014 году на уровне 5 проц, в 2015–2016 годах — 4,5 проц, среднегодовой курс доллара в 2014 году — 33,4 рубля за долл, в 2015 году — 34,3 рублей, в 2016 году — 34,9 рублей.

Ухудшение макроэкономической ситуации поставило правительство перед необходимостью урезания ряда расходов. Так, было принято решение не индексировать зарплаты госслужащим и военным в следующем году, на 5 проц сократить расходы по всем статьям, кроме так называемых защищенных, связанных с выполнением социальных обязательств.

Тарифы на услуги крупных естественных монополий для населения в 2014–2016 годах будут проиндексированы на инфляцию предыдущего года с понижающим коэффициентом 0,7. Для промышленных потребителей тарифы на этот трехлетний период будут заморожены. Между тем первоначально предполагалась заморозка тарифов не только для промышленных потребителей, но и для населения, правда, только на один год. В соответствии с макроэкономическим прогнозом, подготовленным Минэкономразвития, в среднем по стране индексация тарифов на газ и электроэнергию для населения, а также тарифов на теплоэнергию, водоснабжение и водоотведение для всех категорий потребителей в 2014 году составит 4,2 проц, в 2015 — 3,3 проц, в 2016 — 3,4 проц.

Еще до внесения проекта бюджета в Госдуму его основные параметры обсуждались в рамках так называемого нулевого чтения главой Минфина с депутатами от парламентского большинства. Единороссы в числе своих основных приоритетов называли безусловное выполнение всех социальных обязательств государства и выполнение указов президента РФ. Среди других приоритетов они выделяли обеспечение экономического роста и повышение эффективности бюджетных расходов. Министр заверял депутатов, что при подготовке проекта бюджета происходило перераспределение бюджетных средств с учетом приоритетных расходов, при этом такие приоритеты как выполнение социальных обязательств и указы президента полностью обеспечены финансированием.

«Федеральный бюджет — это во многом калька той экономической ситуации, в которой мы сейчас живем, и нельзя требовать от него невозможного. В то же время есть параметры, от которых мы просто не имеем права отказываться /социальные обязательства и выполнение президентских указов/», — заявил журналистам первый замглавы думских единороссов Вячеслав Тимченко. «В бюджете они в целом выдержаны», — подтвердил он.

При этом Тимченко, возглавляющего Всероссийский совет местного самоуправления, «огорчает, что разговоры о повышении финансовой самостоятельности субъектов Федерации и муниципалитетов не воплотились в конкретные показатели бюджета». «Конечно, какой-то революции в очень непростых экономических условиях никто не ждал. Но определенные реальные шаги, которые бы обозначили вектор развития межбюджетных отношений, сделать было можно и нужно», — полагает он. В этой связи парламентарий указал, что достаточно большое количество полномочий уже передано из центра в регионы и муниципалитеты, «но нельзя передавать полномочия, финансово не обеспечивая их выполнение».

В свою очередь, глава думского комитета по бюджету и налогам единоросс Андрей Макаров назвал подготовленный правительством проект бюджета «хорошей базой для начала его обсуждения в Госдуме». Но при втором чтении, когда в документ вносятся поправки, «предстоит очень серьезная работа: с учетом тех проблем, которые возникли в экономике», предупредил он.

Традиционно против правительственного проекта выступает «Справедливая Россия», ежегодно разрабатывающая альтернативный вариант бюджета. «Главная проблема в том, что правительство озабочено тем, как сократить расходы, но совсем не думает о том, как увеличить доходы», — заявил ИТАР-ТАСС первый замглавы думских справороссов Михаил Емельянов. По его словам, депутаты фракции «делали целый ряд предложений по увеличению доходов — это и отмена НДС для экспортеров, и повышение налога на дивиденды для держателей акций, борьба против увода денег в офшоры», но «правительство рассматривать их отказывается». Однако, утверждает парламентарий, кабмин «хочет ударить по самым социально болезненным направлениям — это предстоящая отмена материнского капитала, сокращение денег на оборону, на значимые социальные объекты». «С этим мы согласиться не можем», — указал он.

КПРФ и ЛДПР еще не выработали окончательной позиции по проекту бюджета, однако также подчеркивают необходимость увеличения социальных расходов.
«ЛДПР будет выступать за увеличение, а не сокращение социально значимых статей», — отметил в интервью ИТАР-ТАСС глава комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов. «Мы за то, чтобы больше денег отдавать на социалку, на повышение пенсий, стипендий, зарплат в соцсфере», — пояснил он, признав, что «у нас учителя и врачи находятся в бедственном положении, отток кадров и пустующие места не дают возможность получать ни образование, ни квалифицированную помощь, особенно в малых городах».

Глава думского комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока коммунист Николай Харитонов также обратил внимание на тот факт, что бюджет «будет довольно урезанным в плане социальной политики». «Но то, что в него будут вноситься изменения, никто сомнению не подвергает», — подчеркнул он, напомнив, что «проект бюджета — тот документ, который формируется в процессе его обсуждения». «Очевидно, что мы будем добиваться максимального финансирования тех сфер, которые первостепенны», — заверил парламентарий. В частности, по его словам, во главе угла будет стоять статья финансирования дальневосточных регионов.

Не исключено, что в первом чтении законопроект может быть рассмотрен депутатами 22 октября.

Поделиться:
В НАЧАЛО