22 января состоялось первое заседание Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
«В феврале 2020 года Комитет планирует завершить работу над важным законопроектом о предоставлении Фонду президентских грантов полномочий выдавать заключение о предоставлении СО НКО статуса исполнителя общественно полезных услуг. Это стимулирует участие СО НКО в конкурсах, проводимых Фондом президентских грантов, причем на ином качественном уровне.
Получение гранта и надлежащая реализация проекта с участием Фонда, становится пропуском к возможности в дальнейшем получить статус исполнителя общественно полезных услуг и использования бюджетных средств для реализации социальных функций государства. На февраль запланировано принятие во втором и третьем чтениях Федерального закона об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, в котором будут определены их основные права и обязанности, порядок их избрания и взаимодействия с гражданами, общественными организациями и органами государственной власти.
Комитет продолжит работу по улучшению ряда положений Закона о свободе совести и о религиозных объединениях. Планируется упростить и либерализовать контроль в отношении традиционных российских конфессий со стороны государственных органов, расширить возможности этих религиозных организаций регулировать вопросы жизнедеятельности своими внутренними установлениями. При этом глава Комитета напомнил о том, что «необходимо усилить полномочия государственных надзорных органов в отношении религиозных объединений, центры принятия решений и финансирования которых находятся за рубежом».
В ходе заседания был рассмотрен законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», направленный на устранение недостатков действующего правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе связанных с недостаточностью регулирования вопросов профилактики нарушений обязательных требований, а также неоправданного акцента на проведение проверок, являющихся наиболее затратными мероприятиями как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов. Предлагаемые изменения будут распространяться на отношения, связанные с организацией и осуществлением всех видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Комитет указал на недостаточность использованной в законопроекте формулировки об исключении из сферы правового регулирования законопроекта федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций. С учетом правовой и общественной значимости вопроса о контроле за деятельностью некоммерческих организаций, включая религиозные организации, Комитет считает целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению установить, что государственный (контроль) надзор за деятельностью некоммерческих организаций, включая религиозные организации, осуществлялся в соответствии с «профильными» Федеральными законами, к примеру, «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Не менее важной составляющей работы Комитета станет взаимодействие с Минюстом России, Росфинмониторингом, правоохранительными органами по совершенствованию законодательных норм о деятельности некоммерческих организаций в части усиления контроля со стороны органов Минюста России за иностранным финансированием НКО, в том числе религиозных организаций», -прокомментировал депутат Государственной Думы Александр Брыксин.