Парламентарии поддержали в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования механизма государственной (муниципальной) гарантийной поддержки»
«Законопроект разработан для повышения привлекательности и доступности государственных гарантий Российской Федерации в условиях необходимости решения неотложных задач по поддержке экономики.
В частности предлагается:
1) установить возможность досрочного исполнения государственных гарантий в случае принятия арбитражным судом решения о признании принципала банкротом и открытия в отношении принципала конкурсного производства и в иных случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете. При этом денежные средства на исполнение таких государственных гарантий Российской Федерации будут учитываться в расходах федерального бюджета, в том числе предоставленных с правом регрессного требования гаранта к принципалу, после завершения в отношении принципала конкурсного производства и ликвидации принципала.
2) для сохранения баланса интересов и соразмерного распределения рисков между всеми участниками государственной гарантийной поддержки из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключаются положения об отзыве и неисполнении государственных (муниципальных) гарантий по кредитам вследствие непредоставления (невосстановления) принципалом обеспечения регрессных требований гаранта. При этом устанавливается возможность отзыва государственных (муниципальных) гарантий, обеспечивающих исполнение обязательств принципалов по займам, только в случаях нецелевого использования средств займа, обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией и несогласованного с гарантом изменения основного обязательства, обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией;
3) установить меры воздействия на принципала за неисполнение обязанности по восстановлению обеспечения регрессных требований, по аналогии с применяемыми мерами за неисполнение денежных обязательств перед публично-правовым образованием (запрет на предоставление бюджетных кредитов, государственных (муниципальных) гарантий, субсидий и бюджетных инвестиций);
4) для поддержки экспорта:
- установить возможность принятия в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной (муниципальной) гарантии государственных гарантий иностранных государств;
- создать возможность предоставления государственных гарантий Российской Федерации в целях поддержки экспорта не только промышленной продукции, но и иных отраслей;
5) установить возможность исполнения государственных (муниципальных) гарантий в валюте, отличной от валюты основного обязательства. Данная мера будет способствовать переходу на расчеты и финансирование экспортных контрактов в национальной валюте, а также позволит банкам-бенефициарам по государственным (муниципальным) гарантиям в иностранной валюте применять понижающий коэффициент риска по рублевым активам при расчете нормативов в соответствии с требованиями Банка России;
6) устранить правовую неопределенность и исключить необходимость привлечения агентов по вопросам предоставления и исполнения государственных (муниципальных) гарантий. Законопроектом устанавливается, что привлечение агентов по указанным вопросам является не обязанностью гаранта, а правом.
В действующем законодательстве существует норма, которая заставляет банки резервировать средства, закладывать резервы под любые кредиты, которые они выдают. И банки, естественно, ограничены в возможностях кредитовать. Особенно это важно сейчас, когда эти средства должны пойти и на зарплату людям, и на текущую деятельность предприятий, которые сегодня как никогда нуждаются в оборотных средствах», - прокомментировал депутат Государственной Думы Александр Брыксин.