Депутат Государственной Думы Российской Федерации Брыксин Александр Юрьевич
Депутат Государственной Думы Российской Федерации

Брыксин: «Законопроект усилит контроль за деятельностью турагентов»

12 мая 2020
В первом чтении Государственная Дума приняла Правительственный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования турагентской деятельности)
Брыксин: «Законопроект усилит контроль за деятельностью турагентов»

«В настоящее время требования к взаимоотношениям между туроператором и турагентам регулируются  ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в котором не требуется специального разрешения на осуществление турагентской деятельности.

Для юридического лица или индивидуального предпринимателя "статус" турагента устанавливается договором - агентирования, комиссии или поручения, согласно которому турагенту поручается, действуя от своего имени или от имени туроператора, заключить с туристом (заказчиком) договор о реализации туристского продукта, сформированного туроператором.

По предварительным оценкам, насчитывается от 20 до 30 тыс. туристических агентств и компаний, реализующих туристам туристский продукт, сформированный туроператором. Кроме того, реализацию и продвижение туристского продукта осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, не имеющие прямых договорных отношений с туроператором.

На практике встречаются случаи осуществления организацией деятельности по реализации туристского продукта, сформированного туроператором, через субагентов (далее - центр бронирования). Договор о реализации туристского продукта в такой ситуации заключается заказчиком с субагентом, а бронирование соответствующей заявки у туроператора осуществляется центром бронирования.

Соответственно, оплата стоимости туристского продукта осуществляется туристом  не напрямую туроператору, а субагенту, который перечисляет денежные средства центру бронирования. В договорах о реализации туристского продукта, заключаемых заказчиком с субагентом, информация об осуществлении расчетов через центр бронирования не указывается.

При этом на туроператора возлагается обязанность по обеспечению оказания услуг, входящих в турпродукт, при условии их оплаты со стороны центра бронирования. В случае прекращения центром бронирования деятельности без осуществления оплаты заявок туроператору нарушаются права туристов на получение ими оплаченных туристских услуг.

В 2018 году и в начале 2019 года от прекращения деятельности ряда крупнейших центров бронирования пострадали не только тысячи туристов,но и сами турагенты, поскольку Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" не установлены специальные механизмы, направленные на возмещение ущерба, причиненного туристам в результате прекращения деятельности центра бронирования.

Центр бронирования не является туроператором, к нему не применяются требования к осуществлению туроператорской деятельности, в том числе о наличии финансового обеспечения ответственности, фондов персональной ответственности.
Правительство Российской Федерации предлагает ввести с 1 января 2022 года единый федеральный реестр турагентов в виде подсистемы информационной системы «Единый федеральный реестр туроператоров.  

Для внесения сведений о турагенте в реестр турагентов, туроператор обязуется заполнить специальную электронную форму в личном кабинете туроператора в создаваемой системе Единого федерального реестра туроператоров.
На туроператора возлагается обязанность по внесению сведений об изменении или досрочном прекращении договора с турагентом в срок, не превышающий трёх рабочих дней с момента наступления указанных событий.

Осуществление продвижения и реализации туристского продукта турагентом допускается со дня размещения сведений о нём в реестре турагентов на официальном сайте Ростуризма.

Корреспондирующие меры предусмотрены проектом федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с введением единого федерального реестра турагентов», которые включают новые составы административных правонарушений за осуществление турагентской деятельности без наличия записи в едином федеральном реестре турагентов.

Предлагаемые меры являются своевременными  и необходимыми, так как  позволят усилить контроль над деятельностью туристических агентов, а также будут способствовать повышению защиты интересов потребителей туристских услуг», - прокомментировал депутат Государственной Думы, руководитель ЭКС фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»  по совершенствованию законодательства  в сфере физической культуры, спорта и развития внутреннего туризма  Александр Брыксин.

Теги: Брыксин, турагенство, правовое регулирование
Поделиться:
В НАЧАЛО