Сенатор Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Брыксин Александр Юрьевич
Сенатор Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Брыксин: «Усовершенствованы нормы по дистанционной работе»

31 июля 2020
Первое чтение прошел законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы»
Брыксин: «Усовершенствованы нормы по дистанционной работе»

«Начало пандемии Covid-19 в силу объективных обстоятельств привело к масштабному распространению режима работы вне стационарных рабочих мест, к развитию взаимодействия между сторонами трудовых отношений с использованием информационно-коммуникационных технологий. 

Тем самым выявились противоречия между реальными процессами в сфере труда в период пандемии и российским трудовым правом, в частности установленными формами занятости и рабочего времени.

Действующая глава Трудового кодекса Российской Федерации о дистанционной работе достаточно сложна для применения, вследствие чего ею пользуются минимальное количество работников и работодателей. По данным Росстата в 2019 году из 67,1 млн. занятых лишь 30 тысяч человек работали на основе трудового договора о выполнении работы на дому с использованием сети «Интернет». Это крайне мало по сравнению с известными масштабами дистанционной и платформенной занятости, фриланса с использованием интернет-технологий.

Также российское трудовое законодательство оказалось не готовым к массовому переводу работников на удалённый режим работы. Так, для уведомления работника о переходе на данный режим использовались разные способы: электронные письма и устные сообщения, приказы руководства компаний, реже – ознакомление с приказом о новом режиме работы и крайне редко рекомендованный большинством юристов по трудовому праву способ – дополнительное соглашение к трудовому договору, устанавливающее режим удаленной работы и местонахождение удаленного рабочего места.

Но даже такое дополнительное соглашение оказалось невозможно заключить в электронном виде, поскольку это также не урегулировано законодательством.
Следует отметить, что и до пандемии практиковалась временная дистанционная занятость, основанная чаще всего на устных договоренностях руководителя и его подчиненного о том, что последний временно поработает вне офиса.⠀ 

Из судебной практики известны ситуации, когда недобросовестные работодатели в конфликтной ситуации фиксировали временную «удалёнку» как прогул, а недобросовестные работники пытались убедить суд, что работали из дома с ведома работодателя, а такого не было.

Сформулированные изменения законопроекта смогут повысить гибкость занятости и применения информационно-коммуникационных технологий в трудовых отношениях. Для этого, прежде всего, предлагается усовершенствовать нормы по дистанционной работе и урегулировать отношения временной дистанционной (удаленной) занятости.

Эти предложения предлагается сконцентрировать в рамках главы 49.1. «Особенности регулирования труда дистанционных работников», назвав ее «Особенности регулирования дистанционной и временной удаленной работы». Указанная глава дополняется  новыми положениями об:

- основаниях установления режимов временной дистанционной (удаленной) работы и комбинированной дистанционной (удаленной) работы;
- определении порядка взаимодействия дистанционного работника с работодателем;
- оплате времени взаимодействия дистанционного работника с работодателем при привлечении работника с его согласия к работе сверхурочно в случае производственной необходимости и в период времени отдыха работника;
- возможности исключения из трудового договора о дистанционной работе «условия о рабочем месте»;
- возможности при взаимодействии дистанционного работника либо соискателя с работодателем путем обмена электронными документами использовать «любые способы, позволяющие достоверно определить лицо, отправившее сообщение, и указанные в локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, или трудовом договоре о дистанционной работе».

Данный подход упраздняет действующее требование об использовании квалифицированных электронных подписей дистанционного работника или лица, поступающего на дистанционную работу, и работодателя.

Законопроект предусматривает механизм введения режима временной (дистанционной) удаленной работы по общим правилам и в упрощенном порядке (в частности, в период эпидемии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части), а также определяет категории работников, которые в приоритетном порядке переводятся на временную удаленную работу.

Законопроект регулирует вопросы использования дистанционным работником оборудования, программно-технических средств и средств защиты информации, а также порядок компенсации расходов, связанных с использованием работником личного оборудования и иных технических средств.

Принятие изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации будет способствовать развитию взаимоотношений между работниками и работодателями в условиях меняющегося мира, законодательно закрепит их новые права и обязанности», - рассказал депутат Государственной Думы Александр Брыксин.


Теги: дистанционная работа, трудовой кодекс, удаленная работа
Поделиться:
В НАЧАЛО