Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О молодежной политике в Российской Федерации», он был разработан для развития новых положений Конституции
«Законопроект является основополагающим для развития и создания единого правового поля в сфере молодежной политики. Принятие законопроекта будет способствовать созданию основ дальнейшего правового регулирования сферы молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти.
На сегодняшний день в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы о молодежной политике. Однако указанные законы приняты и действуют в отсутствии единого системного подхода, в связи, с чем наблюдается разница в регулировании базовых аспектов сферы молодежной политики (понятийный аппарат, определение круга субъектов сферы молодежной политики, их компетенции), что, в свою очередь создает трудности в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления, в деятельности различных молодежных структур, молодежных объединений, иных заинтересованных юридических и физических лиц на территории России.
В тексте законопроекта предлагается определить такие понятия как: «молодежь», «молодая семья», «молодежная политика», «молодежные общественные объединения» и другие, тем самым закрепив статус граждан, относящихся к «молодежи». Также проектом федерального закона уточняется возрастная группа, которая относится к категории «молодежи» - это лица в возрасте от 14 до 35-ти лет. Молодым людям это позволит воспользоваться уже существующими специальными мерами государственной поддержки.
При подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо предусмотреть дистанционные формы участия молодежи в реализации молодежной политики (с использованием информационно-коммуникационных технологий); в понятийном аппарате определить возрастной критерий: «в возрасте до 35 лет включительно»; дополнить положениями о подготовке ежегодного доклада о положении молодежи Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом полномочия органов государственной власти субъектов и ОМСУ в сфере молодежной политики не в полной мере корреспондируются с перечнем вопросов регионального и местного значения и могут рассматриваться как новые расходные полномочия. В связи с этим в финансово-экономическом обосновании к законопроекту следует указать, что реализация полномочий в сфере молодежной политики будет осуществляться в рамках действующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, важно закрепить в законопроекте механизмы и инструменты реализации молодежной политики в части существующих инструментов государственной поддержки, например, для молодой семьи, что позволит придать таким мерам системный характер.
Стоит отметить, что законопроектом предусмотрены формы участия молодых граждан, молодых семей и молодежных организаций в молодежной политике; предлагается закрепить мониторинг реализации молодежной политики, уровни такого мониторинга, а также наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка его осуществления и перечня обязательной информации, которая учитывается в мониторинге.
Данные положения проекта федерального закона будут способствовать своевременному выявлению потребностей и проблем в молодежной среде и, как следствие, оперативному реагированию на возникающие кризисные ситуации в жизни молодежи», - рассказал о нововведениях в молодежной политике депутат Государственной Думы Александр Брыксин.