В ходе 513 заседания Совета Федерации поддержаны поправки в закон об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
Действующими нормами 220-ФЗ закреплена практика, предусматривающая, что основным источником доходов для большинства автовокзалов (автостанций) являются агентские услуги по продаже билетов, размер которых определяется в процентном отношении от стоимости билета.
Такой порядок в дальнейшем предопределил развитие ряда проблем для всех сторон процесса. Перевозчики на практике постоянно сталкиваются с проблемой своевременного возврата автовокзалом вырученных средств от продажи билетов, усугубляемой в периоды возникновения у автовокзалов нехватки финансовых средств.
Перевозчики и пассажиры маршрутов с большей стоимостью билета платят автовокзалу большую цену, чем при меньшей стоимости билета за те же услуги. Доходы автовокзалов, оказываются зависимыми от колебаний пассажиропотоков перевозчиков, а так же количества проданных ими билетов через интернет- ресурсы, либо в салоне автобуса, что обуславливает их препятствование этому.
Перевозчики включают величину агентского вознаграждения в стоимость билета. Таким образом, в случае расчетов в процентном соотношении у пассажира, следующего по маршруту большей протяженности с более высокой стоимостью проезда, в составе стоимости проезда величина агентского вознаграждения за услуги на автовокзале (автостанции) в большем размере, чем у пассажира, следующего по маршруту меньшей протяженности.
При этом пассажиры получают на объекте транспортной инфраструктуры равные услуги. Аналогичная ситуация возникает, когда на одном и том же маршруте у разных перевозчиков стоимость билетов может существенно отличаться в зависимости от комфортности транспортного средства (наличие телевизора, биотуалета и пр.).
Агентское вознаграждение, получаемое объектом транспортной инфраструктуры от продажи билета с более высокой стоимостью, которая связана с предоставлением более высокого уровня комфорта для пассажира непосредственно в транспортном средстве, неоправданно выше агентского вознаграждения при продаже более дешевого билета при использовании пассажиром транспортного средства с менее комфортными условиями.
Таким образом, складывается ситуация перекрестного субсидирования, когда за счет более высокого размера агентского вознаграждения, полученного от одних пассажиров, обслуживаются пассажиры, агентского вознаграждения которых для их обслуживания не хватает.
- В Совете Федерации поддержали закон, который предусматривает установление групп обязательных платных услуг, предоставляемых автовокзалами, ограничивающих их состав. Это обеспечит внесение изменений в структуру правоотношений между перевозчиками, автовокзалами и пассажирами, исключающих принудительное субсидирование пассажирами и перевозчиками с большей стоимостью билетов услуг, состав и качество которых одинаковы для всех, повышающих финансовую устойчивость автовокзалов, снимающих ограничения на применение систем продажи билетов с помощью интернет ресурсов без участия автовокзалов.
В настоящее время в Российской Федерации уже существуют примеры, когда владельцы объектов транспортной инфраструктуры при взаиморасчетах с перевозчиками отказались от агентского вознаграждения в процентном соотношении от проданных билетов и перешли на расчеты по перечню оказываемых услуг (автовокзал "Южные ворота" (г. Москва), СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (г. Санкт-Петербург).
Применение механизма расчетов, при котором владельцами объектов транспортной инфраструктуры устанавливается фиксированная величина тарифа (сбора) на услуги, позволяет прозрачно и детализированно устанавливать цены на такие услуги, снижая риски их безосновательного повышения - при сохранении прежнего уровня себестоимости услуги», - отметил сенатор Российской Федерации Александр Брыксин.