Год назад, в ходе 510 заседания Совета Федерации Александру Брыксину был вручен нагрудной знак сенатора Российской Федерации, как представителя от законодательного органа государственной власти Курской области в Совете Федерации. По итогам заседания принято Постановление палаты, согласно которому Александр Брыксин вошел в состав Комитета СФ по экономической политике.
Деятельность в Комитете СФ по экономической политике.
Особое внимание в работе комитета было уделено совершенствованию законодательства, направленного на развитие приоритетных направлений экономики, улучшению инвестиционного климата, создания благоприятных условий ведения бизнеса. Год был наполнен мероприятиями по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, в частности:
вместе с Министром энергетики РФ Н. Шульгиновым – обсуждались вопросы развития угольной промышленности, электроснабжение и повышение пропускной способности Восточного полигона, сдерживания внутренних цен на бензин и газификации в регионах;
в ходе расширенного заседания с представителями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Ингушетия - Правительству РФ было рекомендовано рассмотреть возможность создания на территории Республики Ингушетия алюминиевого промышленного кластера, агропромышленного кластера, туристического кластера и кластера креативной индустрии;
на заседании с руководителем Федеральной антимонопольной службы М. Шаскольским - обсудили внешнеэкономические и внутренних меры, обеспечивающие контроль за распределением субсидий;
в прошедшем году не остались без внимания вопросы производства и приобретения спортивного и инвентаря и спортивной одежды для сборных команд по различным видам спорта. Главе Минпромторга Денису Мантурову были направлены рекомендации с предложением снять запреты и ограничения при закупках иностранного спортинвентаря для обеспечения членов сборных команд регионов и РФ.
Законодательная деятельность.
Безусловно, непосредственной деятельностью сенаторов, как представителей законодательной власти, является проработка законопроектов, поправок, хотел бы остановиться на некоторых законах, рекомендованных к одобрению на заседаниях Комитета:
- Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 438-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" (в части проведения обязательной оценки экономической эффективности мероприятий по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), отдельных участков таких систем на закрытые системы горячего водоснабжения) вносятся изменения в статью 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" о признании утратившей силу нормы, устанавливающей с 1 января 2022 года запрет на использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения.
При этом перевод открытых систем теплоснабжения и отдельных участков таких систем на закрытые системы горячего водоснабжения будет возможен только при проведении оценки экономической эффективности мероприятий по такому переводу:
- Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 469-ФЗ "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (об условиях и порядке трансформации договоров аренды имущества в концессионные соглашения) определяет особенности заключения концессионных соглашений без проведения конкурса в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Предлагается возможность заключения таких концессионных соглашений в отношении объектов, находящихся в аренде у будущего концессионера. Срок действия заключаемого концессионного соглашения будет определяться с учетом срока окупаемости инвестиций концессионера и не должен превышать сорока девяти лет.
Обязательным условием трансформации договоров аренды в концессионные соглашения является увеличение инвестиционных обязательств концессионера. В целом, Федеральный закон направлен на стимулирование организаций к заключению концессионных соглашений в целях обеспечения привлечения инвестиционного ресурса в сферу ЖКХ.
Совершенствование правовых норм в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры:
- Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 453-ФЗ «О заявлении Российской Федерации в связи с реализацией Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)». Конвенция о международных железнодорожных перевозках призвана облегчить и ускорить международное железнодорожное сообщение, устанавливая для стран-участниц единые требования в сфере международных перевозок грузов и пассажиров.
Так, например, прописывается возможность использования единого перевозочного документа для международных перевозок, который применяется и на железнодорожном участке маршрута, и на морском.
Это позволяет существенно облегчить таможенное оформление грузов, а также сократить временные и финансовые затраты на перевозку грузов в международном сообщении. Федеральным законом расширяется перечень участков железных дорог, на которых можно будет применять единый перевозочный документ для осуществления международных перевозок грузов. Таким образом, создаются условия для развития в России мультимодальных перевозок.
Рассмотрен ряд федеральных законов, направленных, в том числе на усиление авиационной безопасности:
- Федеральный закон от 6 декабря 2021 года № 400-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» направлен на предоставление командиру воздушного судна права отдавать распоряжения членам экипажа воздушного судна и сотрудникам службы авиационной безопасности на пресечение ими противоправных действий лиц, которые создают своими действиями угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц.
Это позволит членам экипажа воздушного судна и сотрудникам службы авиационной безопасности своевременно и эффективно реагировать на случаи агрессивного поведения пассажиров на борту воздушного судна и предотвращать нанесение вреда жизни или здоровью лиц, находящихся на борту воздушного судна, а также угрозу безопасности полета.
Поддержаны нововведения в сфере цифровой трансформации отраслей экономики:
- Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 488-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (об отдельных вопросах эксплуатации беспилотных авиационных систем и их элементов) совершенствует нормативноправовую базу в области использования беспилотной авиации.
Так, уточняется понятийный аппарат Воздушного кодекса Российской Федерации, создается законодательная база для учета воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, для контроля за обязательным нанесением учетных опознавательных знаков на такие воздушные суда. Оптимизируется сертификация беспилотных воздушных судов.
Допускается возможность привлекать к обеспечению и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ беспилотные воздушные суда. Нововведения будут способствовать расширению применения беспилотных воздушных судов, а также повышению безопасности использования беспилотных гражданских воздушных судов.
Стоит отметить, что важнейшим элементом законодательной деятельности по экономической политике является совершенствование правового поля в сфере повышения качества и доступности государственных услуг по осуществлению кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество:
- Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр" определяется порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью публичноправовой компании "Роскадастр" (далее-ППК "Роскадастр").
ППК "Роскадастр" создается в целях предоставления государственных и иных услуг в сферах геодезии и картографии, развития инфраструктуры пространственных данных, земельных отношений, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, создания и развития государственных и иных информационных систем, и электронных сервисов, необходимых для оказания услуг в указанных сферах.
Важным результатом работы в Комитете СФ по экономической политике стало принятие Федерального закона о газификации, позволяющего реализовать социально ориентированную модель газификации в части бесплатного подключения к газу до границ участка жилых домов, реализовать «дорожную карту» социально ориентированной системы газификации.
Согласно Федеральному закону, изменяется статус региональных топливноэнергетических балансов. Из статистических документов они превращаются в прогнозные. Именно на их основе будут формироваться межрегиональные и региональные программы газификации, схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
В осеннюю сессию вместе с коллегами внесли в Государственную Думу законопроект «О внесении изменения в ст.8 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части сокращения оснований для отказа продления договора аренды земельного участка в рамках антикризисных мер поддержки предпринимательства)».
Для защиты прав предпринимателей предлагается исключить положение о том, что, если арендодателем заявлено в суд требование о расторжении договора аренды, то арендатор не вправе потребовать от арендодателя продления аренды. При этом арендодатель не лишается права расторгнуть договор аренды по каким‑либо причинам.
Если суд встанет на сторону арендодателя, то договор аренды будет расторгнут независимо от того, продлевался ли его срок арендатором или нет. Принятие закона позволит защитить права предпринимателей-арендаторов земельных участков.
Парламентский контроль.
По поручению Председателя Совета Федерации В.Н. Матвиенко принял участие в рабочих поездках по российским городам, которые стали городами-организаторами чемпионата мира по футболу в 2018 году (Саранск, Казань, Екатеринбург, Калининград, Ростов-на-Дону, Казань, нижний Новгород) для контроля реализации Концепции наследия турнира.
- Безусловно, в каждом городе – участнике свой определенный подход к распоряжению имуществом, оставшемся после мундиаля. Так правительство Калининградской области региона совместно с депутатами Городского совета освободило стадион от налога на имущество и земельного налога.
Стадион используют как многофункциональный объект, предназначенный не только для проведения футбольных матчей, но и для развлекательных шоу и концертов, культурно-массовых и спортивных мероприятий. Для размещения спортивных школ ещё в 2020 году переоборудовали подтрибунные помещения объекта.
В Ростове-на-Дону финансирование содержания стадиона осуществляется за счёт средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных средств. В регионе области активно строят быстровозводимые спортсооружения, и адаптивный спорт на очень высоком уровне.
Каждый день ростовчане могут посещать любые объекты спорта для занятий физической культурой и спортом совершенно бесплатно. Это не может не радовать. Такой подход я бы хотел видеть на каждом стадионе Наследия Мундиаля» - отметил Александр Юрьевич.
По итогам посещения всех футбольных стадионов сенаторы обсудят с Минспорта РФи Минэкономразвития РФ оптимальные решения по использованию спортивных объектов и инфраструктуры.
Межпарламентская деятельность.
Александр Брыксин вошел в состав:
• парламентской группы по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Народного собрания Республики Болгарии;
• парламентской группы по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Федерального совета Австрийской Республики;
• парламентской группы по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Сената Генеральных Кортесов Королевства Испании;
• парламентской группы по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета кантонов Федерального Собрания Швейцарской Конфедерации.