Парламентарии одобрили положения по минимизации рисков совершения мошеннических действий в отношении средств обязательного пенсионного страхования
- Федеральным законом определена категория споров в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС), рассмотрение которых возлагается на уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (финансовый уполномоченный). Таким образом, предполагается использование механизма внесудебной защиты прав и законных интересов граждан, застрахованных по системе ОПС.
Напомню, что согласно ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» для обеспечения досудебного урегулирование споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями была учреждена должность финансового уполномоченного. Первоначально в зону его ответственности входили страховые компании, с 2020 года к ним прибавились микрофинансовые организации, а с 2021 года финансовый уполномоченный вправе рассматривать споры граждан с банками, ломбардами, негосударственными пенсионными фондами и кредитными потребительскими кооперативами.
При этом урегулирование споров с негосударственными пенсионными фондами, связанных с неправомерными переводами пенсионных накоплений граждан между фондами, не входит в компетенцию финансового уполномоченного, поскольку в досудебном порядке рассмотрению подлежат только имущественные заявления. В случае неправомерного перевода пенсионных накоплений из одного фонда в другой речь может идти о мошеннических действиях, что не входит в юрисдикцию финансового уполномоченного.
Принятые изменения предусматривают следующее:
- финансовый уполномоченный сможет рассматривать споры, касающиеся незаконного перевода пенсионных накоплений, в случае требования гражданином возврата средств предыдущему страховщику, поскольку заявление о переходе из Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в НПФ или из одного НПФ в другой НПФ и (или) договор об ОПС не были подписаны застрахованным лицом;
- обращение с требованием возврата средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику будет рассматриваться финансовым уполномоченным только в случае, если оно направлено ему до установления заявителю накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты средств пенсионных накоплений;
- суды будут рассматривать обращения о возврате средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику только при условии соблюдения досудебного порядка рассмотрения их финансовым уполномоченным. В тоже время требования о признании договора об ОПС, незаключенным по иным основаниям или недействительным, суды смогут рассматривать без обязательного предварительного рассмотрения их финансовым уполномоченным;
- возврат средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику будет осуществляться непосредственно при принятии решения о таком возврате (механизм «прекращения» договора в этом случае не применяется);
- обеспечивается возможность доступа граждан к досудебному механизму защиты пенсионных прав вне зависимости от суммы их пенсионных накоплений или пенсионных резервов. Обращаю внимание, что согласно действующему законодательству финансовый уполномоченный рассматривает обращения по имущественным требованиям к финансовой организации на сумму, не превышающую 500 тыс. рублей;
-финансовый уполномоченный прекращает рассмотрение обращения, если заключено соглашение об урегулировании спора между потребителем финансовых услуг и финансовой организацией, подтверждающее заключение договора об ОПС;
- закрепляется возможность рассмотрения финансовым уполномоченным требования потребителя финансовых услуг о назначении негосударственной пенсии.
В соответствии с действующим законодательством вернуть средства пенсионных накоплений предыдущему страховщику возможно только через суд, однако такая процедура обременительна и трудозатратна. Введение досудебного порядка урегулирования финансовым уполномоченным споров по вопросам защиты пенсионных накоплений граждан является логичным шагом в разрешении проблемы неправомерного перевода пенсионных накоплений граждан.
Подобное расширение полномочий будет способствовать сокращению количества судебных споров, что снимет часть нагрузки с органов судопроизводства. Кроме того, досудебный порядок разрешения споров имеет ряд преимуществ для потребителей: простота, короткие сроки рассмотрения жалобы и абсолютная бесплатность, что повышает эффективность защиты прав граждан», - рассказал член Комитета СФ по экономической политике Александр Брыксин.