На рассмотрении находится проект закона «О развитии креативных (творческих) индустрий»
- Понятие «креативные (творческие) индустрии» получило широкое распространение не только в сфере реализации культурной политики государства, но также и для характеристики различных видов экономической деятельности, связанных с использованием интеллектуальной собственности.
В Российской Федерации в настоящее время действует около 20 законов, регулирующих деятельность, относящуюся к сфере креативных индустрий (в том числе кинопроизводство, информационные технологии, архитектура и пр.). При этом существующие законы не содержат единого понятийного аппарата и ограничиваются регламентацией конкретного вида деятельности.
Как следствие, разнообразное правоприменение в сфере креативных индустрий: соответствующие вопросы (по видам деятельности) распределены между более чем 10 органами исполнительной власти.
В рамках реализации государственной политики предусматривается закрепление института творческих (креативных) индустрий в законодательстве Российской Федерации. При этом, авторы документа считают, что одного определения «креативных индустрий» недостаточно для обеспечения развития креативной экономики и достижения ее целевого состояния: увеличение доли креативных индустрий в экономике Российской Федерации с 2,21 % до 3% к 2024 г., до 6% - к 2030 году.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было поручено определить на законодательном уровне понятия: «креативная экономика», «креативный кластер» и «креативные (творческие) индустрии», а также определить перечень креативных (творческих) индустрий.
Законодательное регулирование креативных индустрий, основывается на Конституции Российской Федерации, которая гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, защиту интеллектуальной собственности.
Документ, как следует из его проекта, «устанавливает условия деятельности и государственной поддержки субъектов креативных индустрий». Конкретные меры господдержки субъектов креативных индустрий (правового, экономического и организационного характера) в проекте закона не указаны, отмечается, что их могут осуществлять как федеральные, так и региональные органы власти.
Они будут предоставляться при соблюдении ряда условий, включая:
- наличие регистрации на территории РФ в качестве юрлица, ИП, а для физлица – лица, - применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»;
- осуществление деятельности на территории РФ;
- осуществление видов креативных индустрий, определенных в соответствии с законом;
- включение в единый реестр субъектов креативных индустрий и самих индустрий.
В целом, законопроект направлен на дальнейшее внедрение элементов креативной экономики и развитие сферы креативных индустрий в Российской Федерации для увеличения вклада креативной экономики в ВВП страны за счет продуктов с высокой добавленной стоимостью, - отметил основные положения законопроекта член Комитета СФ по экономической политике Александр Брыксин.