Приняты изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», определяющие порядок и условия продажи объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии и (или) не востребованных в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта
- Отсутствие длительные годы финансирования за счет средств федерального бюджета на содержание причальных сооружений и поддержание их в работоспособном состоянии, а также отсутствие у эксплуатирующих организаций правовой основы для использования собственных средств на их ремонт привело к запрету эксплуатации причальных сооружений в Московском Западном порту, Тюменском порту, Якутском порту, Ульяновском порту.
Часть портов прекратили свою деятельность по погрузке-разгрузке судов и причальные сооружения не эксплуатируются (Московский Западный, Волгоградский, Нижегородский, Чебоксарский, Костромской, Уфимский, Кинешма и ряд более мелких портов).
При этом эксплуатирующие организации заинтересованы в восстановлении инфраструктуры речных портов и готовы участвовать в приватизации федерального имущества в речных портах при условии оценки государственного имущества с учетом срока эксплуатации и фактического износа.
Основным препятствием для принятия потенциальными покупателями инвестиционных решений о покупке объектов речных портов является длительность процедуры приватизации в случае принятия решения об изменении способа приватизации.
На заседании одобрена редакция Федерального закона, согласно которой объекты речного порта можно приватизировать в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации при условии использования приватизируемого имущества новым собственником в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта и при условии приведения объекта речного порта в удовлетворительное состояние.
Федеральным законом устанавливается, что в договоре купли-продажи объекта речного порта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, должен быть прописан срок выполнения работ по приведению такого объекта в надлежащее состояние, который не превышает 5 лет.
Кроме этого, указанный договор купли-продажи также должен содержать существенные условия об обязанности нового собственника объекта речного порта в установленный договором купли-продажи срок привести объект речного порта в надлежащее состояние и о расторжении договора купли-продажи в случае нарушения новым собственником такого срока.
В случае расторжения договора купли-продажи по указанному основанию объект речного порта подлежит возврату в собственность осуществившего его приватизацию публично-правового образования без возмещения собственнику стоимости такого объекта, включая неотделимые улучшения, и без компенсации расходов, связанных с исполнением договора купли-продажи. Начальная (минимальная) цена продажи на аукционе объекта речного порта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, устанавливается равной одному рублю.
Критерии отнесения объектов речного порта к объектам речного порта, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Кроме этого, определяются органы, уполномоченные на принятие решений об отнесении объектов речного порта к объектам, находящимся в неудовлетворительном состоянии или не востребованным в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта.
Тем самым создаются условия для применения способа приватизации для объектов речных портов, включенных в программу приватизации и находящихся в неудовлетворительном состоянии, при котором сокращается срок процедуры приватизации, - рассказал член Комитета СФ по экономической политике Александр Брыксин.