Сенатор Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Брыксин Александр Юрьевич
Сенатор Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Существенно обновлено законодательство о занятости населения

3 декабря 2023
Актуальность разработки изменений связана с изменением рынка труда по сравнению с 1991 годом (год принятия действующего в настоящий момент Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»)
Существенно обновлено законодательство о занятости населения

Вводятся нормы, предусматривающие изменение законодательства о занятости населения по нескольким ключевым направлениям.

- Во-первых, на законодательном уровне закрепляются понятия новых активно развивающихся форм занятости – самозанятость и платформенная занятость.

Во-вторых, упорядочиваются действующие нормы законодательства о занятости, а также устраняются противоречия, выявленные в результате анализа правоприменительной практики.

В-третьих, на законодательном уровне закрепляются и получают дальнейшее развитие наиболее эффективные практики и меры поддержки различных категорий граждан, направленные на решение приоритетных задач государственной политики.

Например, одной из таких задач является урегулирование вопросов, посвященных поддержке молодежи. Так на постоянной основе закрепляются меры содействия занятости молодежи, предусматривается предоставление финансовой поддержки работодателям, принимающим на работу граждан, относящихся к молодежи; содействие трудоустройству в свободное от учебы время граждан, обучающихся в образовательных организациях.

Вводятся новые категории лиц – граждане, находящиеся под риском увольнения, бывшие участники специальной военной операции и меры поддержки лиц, относящихся к данным категориям.

Кроме того, вводится глава, посвященная взаимодействию органов службы занятости с органами и организациями системы образования. Предлагается учитывать потребности рынка труда в контрольных цифрах приема в образовательные организации на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Процедуры определения общего объема контрольных цифр и их распределения будут осуществляться при участии органов службы занятости на основании аккумулированных данных о потребности в кадрах, полученных на основании такого мониторинга.
В качестве одной из дополнительных мер поддержки безработных граждан, предусмотрены нормы, позволяющие безработному гражданину короткие подработки во время состояния на учете.

Закрепляется новый принцип определения размера пособия по безработице.
Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что вознаграждение за труд не может быть ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, для достойного существования человеку (его семье) необходимо обеспечить заработную плату не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

С учетом изложенного, а также того, что пособие по безработице является временным источником средств к существованию гражданина взамен утраченного заработка, размер пособия по безработице предлагается рассчитывать исходя из минимального размера оплаты труда.

Принципиальные изменения затронули и систему содействия занятости инвалидов. Так, предлагается дифференцированный подход к квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов – в субъекте Российской Федерации будет устанавливаться единый целевой показатель квоты приема на работу инвалидов. Кроме того, устанавливается перечень случаев, когда работодатель может быть освобожден от выполнения квоты.

Принятый закон будет способствовать повышению эффективности политики содействия занятости населения и развитию рынка труда Российской Федерации, - подчеркнул член Комитета СФ по экономической политике Александр Брыксин.

Теги: занятость населения, законодательство
Поделиться:
В НАЧАЛО