- Торговля через агрегаторы информации на товары, то есть онлайн-платформы, на которых размещается информация о товарах и совершаются сделки по их продаже, получила стремительное развитие в последние годы и доказала свою востребованность как среди потребителей, так и среди предпринимателей, который реализует товары через такие платформы.
Ежегодно количество сделок купли-продажи товаров, совершаемых посредством агрегаторов информации на товары значительно увеличивается. В соответствии с данными Минпромторга России, опубликованными в январе 2024 г., только за последние пять лет оборот маркетплейсов вырос в 5 раз.
Такая востребованность предопределила их значительное влияние на гражданский оборот, на экономическое и правовое положение представителей малого и среднего предпринимательства, использующих платформы маркетплейсов для реализации товаров, а также на интересы граждан-потребителей.
В настоящее время отсутствует унифицированное правовое регулирование деятельности агрегаторов информации на товары, которое содержало бы комплекс норм, устанавливающих права и обязанности владельцев маркетплейсов, продавцов, использующих платформы маркетплейсов, владельцев пунктов выдачи заказов и иных участников соответствующих отношений.
Внесен законопроект, который восполняет пробел в регулировании организационных основ деятельности агрегаторов информации на товары, вводит гарантии защиты прав и законных интересов участников оборота и предусматривает меры, обеспечивающие прозрачность и подконтрольность указанной деятельности, формирование здоровой конкурентной среды на рынке агрегаторов информации на товары.
Законопроект также устанавливает существенные условия и иные требования к договорам, которые владелец агрегатора о товарах заключает с продавцом (договор об оказании услуг агрегатора информации о товарах) и с владельцем пункта выдачи заказов.
Наличие специального регулирования в сфере электронной торговли будет способствовать ее развитию, а также позволит обеспечить совершенствование качества работы агрегаторов информации на товары и будет стимулировать выход российских онлайн-сервисов в сфере электронной торговли на международные рынки, - прокомментировал нововведения член Комитета СФ по экономической политике Александр Брыксин.