Увеличится не только размер административных штрафов за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, а также в число субъектов административной ответственности
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность для работодателей за неисполнение ими обязанностей по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалидов в пределах квоты.
В новой редакции увеличен размер административного штрафа за названное правонарушение, а также введена ответственность работодателей – юридических лиц.
Надо отметить, что инвалиды, возможности которых в той или иной степени являются ограниченными, нуждаются в социальной защите больше, нежели иные категории граждан.
- Законодатель, предоставляя инвалидам дополнительные гарантии занятости, для обеспечения равных с другими гражданами возможностей трудоустройства, возложил на работодателей обязанности по установлению квоты, выделению квотируемых рабочих мест и выполнению установленной квоты путем трудоустройства инвалидов.
Установление квоты для приема на работу инвалидов обеспечивает им дополнительные гарантии права на труд и социальную защиту от безработицы.
В свою очередь, уклонение работодателей от исполнения обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в пределах квоты снижает занятость инвалидов, и, кроме того, отмечено значительное снижение числа работающих инвалидов (согласно статистике за период с 2016 по 2022 годы).
Содержащиеся в поправках новые размеры административных штрафов для должностных лиц (от 20 до 30 тысяч рублей) и для юридических лиц (от 50 до 100 тысяч рублей) представляются справедливыми и соразмерными тяжести правонарушения и послужат эффективным механизмом повышения ответственности работодателей при выполнении квоты для приема на работу инвалидов, - подчеркнул член Комитета СФ по экономической политике Александр Брыксин.
Помимо этого необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации предусмотрены и более строгие меры ответственности в части нарушений трудовых прав отдельных категорий социально незащищенных слоев населения.
Так ст. 145 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливает ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу либо увольнение с работы беременной женщины или женщины, имеющей детей до трех лет.
Помимо этого, ст. 144.1 УК РФ предусматривает ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица предпенсионного возраста. Размер штрафа для виновных лиц за названные деяния составляет до двухсот тысяч рублей.
Таким образом, для обеспечения прав и интересов не менее социально незащищенной категории населения (нежели беременные женщины и предпенсионеры), предлагаемое усиление административной ответственности является актуальным и заслуживает внимания.