Парламентарии продолжают работу по совершенствованию местного самоуправления в Российской Федерации
В работе находится законопроект, который направлен на реализацию положений Конституции РФ о единой системе публичной власти, обеспечение эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в интересах населения и совершенствования организации местного самоуправления в целом.
Наряду с нововведениями, законопроект сохраняет преемственность с действующими федеральными законами, например, в части форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, структуры органов МСУ, норм муниципальных правовых актов.
Одним из наиболее значимых нововведений законопроекта является переход к одноуровневой организации местного самоуправления: городской округ, муниципальный округ и внутригородская территория города федерального значения.
Законопроектом предлагается закреплять непосредственно полномочия органов местного самоуправления (ст. 32). Неотъемлемые полномочия, направленные на непосредственное решение местных задач (ч. 1 ст. 32). Этот перечень одинаковый для городских и муниципальных округов.
Это, например, вопросы бюджета, благоустройства, развития внутридворовых территорий, обеспечение доступности медицинской помощи, создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организации досуга, массового отдыха жителей и так далее.
Для оптимального обеспечения интересов населения, субъект Российской Федерации может принять решение о перераспределении ряда полномочий в конкретном муниципальном образовании и осуществлении их на региональном уровне (это касается вопросов разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры и др.).
Законопроектом устанавливается структура органов местного самоуправления, которую составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация. Также могут формироваться контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
Представительный орган муниципального образования будет формироваться по итогам муниципальных выборов. Высшим должностным лицом муниципального образования является глава муниципального образования.
Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования может избираться на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава или представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (не менее двух кандидатур).
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. В соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность.
Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку будет являться систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления (реализуется представительным органом муниципального образования по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации).
Проект федерального закона предусматривает обязанность органов публичной власти и их должностных лиц содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
- Важно отметить, что наряду с предусмотренными законопроектом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
Проектом федерального закона предусмотрена возможность установления особенностей организации местного самоуправления на отдельных территориях (например, на федеральных территориях, на территориях городов федерального значения, в закрытых административно-территориальных образованиях, в наукоградах, на приграничных территориях и др.).
Предлагаемые нормы позволят повысить эффективность местного управления, будут способствовать лучшей организации и развитию муниципалитетов и, как следствие, помогут гражданам оперативно решать свои вопросы на местном уровне, - прокомментировал представитель от законодательного органа государственной власти Курской области Александр Брыксин.