В современных условиях в регионах уделяется большое внимание внешнему облику региона, созданию комфортных условий для проживания граждан и повышению туристической привлекательности. Одним из инструментов для реализации вышеперечисленных задач является рациональное развитие торговли
Размещение нестационарных торговых объектов (НТО) на земельных участках государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления. Вместе с тем распространение данной схемы на земельные участки частной собственности не предусмотрено.
Таким образом, для НТО на государственной и муниципальной земле, существуют механизмы, позволяющие не допускать неконтролируемого роста количества НТО. Порядок размещения и использования НТО на земельном участке в частной собственности, устанавливается собственником земельного участка с учетом требований законодательства.
В частности - это требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, требования правил благоустройства муниципальных образований, которыми могут предусматриваться требования к удаленности НТО от проезжей части, зданий и сооружений, к сочетанию НТО с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям НТО и тому подобные требования.
Примеры обязательных требований: расстояние до проезжей части, соблюдение охранных зон инженерных коммуникаций, условия обеспечения требуемых проездов и подъездов для пожарной техники к объектам защиты, требования к архитектурному облику в туристических локациях.
Для размещения СТО требуется получение разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию, при которых проводится проверка соблюдения обязательных требований применительно к СТО.
При этом современные технологии позволяют возводить НТО, которые фактически по своим характеристикам близки к СТО. Однако, собственники НТО в отличие от собственников СТО не являются плательщиками налога на имущество, и не проходят регламентированные процедуры размещения НТО.
В случае с НТО - собственник самостоятельно возводит временное строение (сооружение). Получение согласований может быть предусмотрено в рамках правил благоустройства. Но на практики отсутствует единообразный подход в муниципальных образованиях и одновременно складывается неоднородная судебная практика в части законности введения подобных разрешений.
- Недостаточность полномочий субъектов Российской Федерации для регулирования размещения НТО на частных земельных участках приводит к тому, что многие НТО не соответствуют требованиям к внешнему облику строений, являются источником социальной напряженности и причиной нарушения миграционного законодательства, при этом законные меры воздействия для устранения нарушений ограничены и не всегда результативны.
Для комплексного развития регионов представляется целесообразным рассмотреть возможность совершенствования регулирования размещения НТО на земельных участках частной собственности, наделив субъекты Российской Федерации полномочиями по определению порядка их размещения с включением в схему НТО.
Реализация данных предложений позволит:
- сократить число нарушений миграционного законодательства;
не допустить рост количества жалоб жителей на НТО и, как следствие, снизить социальную напряженность;
- обеспечить единство внешнего архитектурно-художественного облика территорий;
- исключить размещение НТО в непосредственной близости от СТО аналогичной специализации;
- обеспечить увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Наличие информации об НТО на частных земельных участках позволит эффективно осуществлять мониторинг деятельности торговых объектов и контролировать соблюдение требований законодательства, в том числе в части обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, - рассказал член Комитета СФ по экономической политике Александр Брыксин.