Для граждан, которые передают реквизиты своих платежных средств мошенникам, законодатели предусмотрели штрафы до 1 млн руб. и лишение свободы на срок до шести лет.
Согласно сведениям Банка России, в 2024 году объем операций без добровольного согласия клиентов увеличился по сравнению с 2023 годом на 74,4 процента и составил 119 млн. на общую сумму 27,5 млрд. рублей.
Совершению такой противоправной деятельности способствует вовлечение в преступную цепочку держателей ЭСП, открывающих платежные карты, электронные кошельки и счета на свое имя с целью их дальнейшей передачи или предоставления доступа к ним за денежное вознаграждение третьим лицам, либо для неправомерного осуществления операции по приему, переводу денежных средств, выдаче или получению наличных денежных средств (держатель ЭСП).
Фактически на территории Российской Федерации функционирует "серый" рынок сбыта ЭСП и доступа к ним, позволяющий злоумышленникам выводить похищенные у граждан денежные средства. В условиях введения ограничений по использованию ЭСП возросла и их стоимость. В зависимости от банка, платежной системы и иных аспектов стоимость услуг держателя ЭСП стала варьироваться от 15000 до 30000 рублей, средние сроки использования оформленных на них различных электронных средств платежа составляют от 2 до 5 дней.
Также распространены услуги по обналичиванию преступных доходов лицами, не причастными к совершению самих уголовно наказуемых деяний, в результате которых такие доходы извлекаются.
Нормативные правовые акты Российской Федерации не содержат прямого запрета на такую деятельность, а отсутствие у держателей ЭСП умысла на хищение имущества не позволяет привлекать их к уголовной ответственности в рамках уголовно-правовых запретов на хищения.
- На рассмотрении находятся поправки в Уголовный кодекс, которые предусматривают установление ответственности клиента оператора по переводу денежных средств за:
передачу ЭСП и (или) доступа к нему из корыстной заинтересованности, совершенную для осуществления другим лицом неправомерных операций;
осуществление клиентом оператора по переводу денежных средств из корыстной заинтересованности неправомерных операций с использованием ЭСП, предоставленного ему оператором по переводу денежных средств, по указанию другого лица и (или) в его интересах (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 172 УК).
Данные уголовные запреты позволят привлекать к уголовной ответственности держателей ЭСП. Для побуждения клиентов к сотрудничеству с правоохранительными органами законопроектом вводится специальное основание для освобождения их от уголовной ответственности в случае, если они после совершения преступления добровольно сообщили об этом в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, или активно способствовали раскрытию преступления, - подчеркнул член Комитета СФ по экономической политике Александр Брыксин.